Срединный путь

#йога  | 

Любой жизненный вызов ставит нас перед выбором: мириться с обстоятельствами, либо пытаться их изменить. Кто-то растерянно просит у Бога мудрости, чтобы понять пределы своих возможностей, кто-то бросается в крайности. Большинство современных консультантов от успешности не устает вторить друг-другу — пробуйте, ошибайтесь и снова пробуйте. Есть и противоположный лагерь циников и фаталистов, уверенных что ничего нельзя изменить к лучшему. А ещё есть ЙОГА, или срединный путь.

Казалось бы в дихотомии «изменись или изменяй» третьего не дано, однако я прошу совсем немного вашего времени для того, чтобы с этим разобраться. И прежде всего с причиной — почему мы все обречены на эту мышиную суету? Почему вас просто не оставят в покое под банановой пальмой? Человечество давно разрешило все насущные вопросы выживания, так почему бы просто не получить свою долю и не организовать коммунизм, который когда-то обещали нашим родителям?

Дело в том, что у Жизни (вот так вообще, с большой буквы) есть два неотъемлемых качества: во-первых это постоянные перемены, а во-вторых — конкуренция. Вот это и есть то самое, по поводу чего возмущаться совершенно бессмысленно и можно только принять если вы в принципе хотите жить.

Хорошая же новость заключается в том, что всё прочее — совершенно произвольно и относительно. Например, конкурировать можно как врозь, так и сообща, а перемены — это не только то, что случается с нами, но и то, что мы сами можем инициировать. Разница только в масштабе процессов и связанной с этим инерцией.Итак, после того, как вы похороните свои утопические идеи о Золотом Веке, воздаянии в другой жизни и т.д. встанет вопрос — а как же теперь стратегически строить свою жизнь, чтобы и не проигрывать и получать от нее удовольствие?

Давайте рассмотрим вариант первый — экспериментально-наступательный. Тот самый, от бизнес-коучей и прочих заряженных оптимистов. Прочь сомнения, верь в себя, каждый успех стоит множества неудач. Все мы в той или иной форме проходили это в свои юные годы, когда энергии было много, а отрицательного опыта — мало. Позже, по мере накопления шишек к большинству приходит понимание того, что всё имеет свою цену.

И вот к середине жизни те, кто выжил на этом пути, но всё еще не достиг желаемого, идут на тренинги личностного роста чтобы взбодриться, оставить груз опасений и с новыми силами штурмовать крепость социальной конкуренции. Их логика проста — ты либо получаешь результат, либо получаешь опыт. И рано или поздно, при наличии упорства, количество твоего опыта должно перерости в качество достигнутого успеха.

Есть, однако, и сомневающиеся в этом подходе. Так, некто Н.Талеб в своих книжках убедительно обосновывает тезис о том, что единицы известных всем историй успеха уравновешиваются тысячами безвестных и печальных историй банкротств, неврозов, неудач. И тут есть от чего впасть в пессимизм.

Ну а пессимизм — это благодатная почва для объяснений разного рода почему даже пытаться что-то менять не имеет смысла. И тут каждый прикрывается тем, что ему ближе — кто-то историей и статистикой, кто-то находит оправдание своему бездействию в неопределенности ежедневных новостей, кто-то — рассуждениями о милосердии и сострадании. Сюда же я бы отнес детерминизм и предопределенность разного рода, а также различные конспирологические теории. Вобщем, что угодно лишь бы уйти от этих противных перемен и конкуренции.

А йог спокоен. Под «йогом» я тут совершенно не имею ввиду факирского вида дядечку. Просто ввиду редкости подобного вида рассуждений, альтернативные термины как-то не находятся. Можно было бы наверное сказать «стоик», но у этого слова свои коннотации. Вот представьте себе, что в одном понятийном ряду с оптимистом и пессимистом из истории про наполовину наполненный стакан появился третий персонаж. И он ничего не говорит. Он просто пьет воду.

Перевожу с метафорического на концептуальный. Подход йоги как метода (а в одном весьма авторитетном источнике йога трактуется просто как «искусное действие») заключается в том, что его адепт направляет усилие не на внешний мир, а на себя самого. НО! Это не рефлексия.